Белые медведи и люди



На главную: Мир животных

Белый медведь На белых медведей стали охотиться с тех давних пор, как племена первобытных охотников тысячи лет назад проникли в полярные широты. Изображения белого медведя найдены, среди замечательных наскальных рисунков, недавно обнаруженных на Чукотке и относимых к периоду от 3000 до 1500 лет тому назад. Статуэтка белого медведя, сделанная из моржового клыка, была обнаружена и при раскопках поселения древних людей на мысе Баранова, восточнее устья Колымы. Охота на медведя всегда была традиционным занятием эскимосов арктической Америки и Гренландии. Первые указания на нее найдены археологами еще в "дорсетской" культуре - с VIII в. до н. э. до XIII в. н. э. Эта охота, впрочем, всегда имела второстепенное значение; главным же было добывание тюленей, китов или оленей-карибу. Однако она велась регулярно и играла некоторую ритуальную роль. Кроме того, убить медведя - означало утвердить свое достоинство мужчины-охотника. До появления огнестрельного оружия эскимосы охотились на медведя с ножом и гарпуном. Они неутомимо преследовали зверя, иногда по нескольку суток; им помогали тренированные собаки. Охотники говорили, что самое трудное - обнаружить зверя.

Недаром по эскимосской традиции мясо убитого медведя делилось между всеми, но шкура доставалась тому, кто первым его увидел, и лишь кое-где тому, кто первым нанес удар. И сейчас случается, что эскимос с гордостью говорит о своем маленьком сыне: "Он убил своего первого медведя". На самом же деле мальчик лишь увидел его и поднял шум - но шкура по праву достается ему. Такой же порядок существовал н у приморских чукчей.

С белым медведем связано много эскимосских легенд, в которых "нанук" пользуется заслуженным уважением. Не исключено, что и виртуозное умение охотиться на тюленя, подкарауливая его у лунки, и искусство строить снежные хижины- "иглу", сохраняющие тепло, эскимосы заимствовали у полярного хищника.

Профессор Б. М. Житков, путешествовавший в 1908 г. по полуострову Ямал, описал в своей книге "Полуостров Ямал" большой конусообразный холм, сложенный ненцами из черепов убитых ими медведей. Судя по состоянию костей, холм складывался в течение сотен лет. Он играл роль знаменитого жертвенника- "седянга"; ненцы бережно охраняли священное место и с большим трудом разрешили Б. М. Житкову взять с собой несколько черепов для исследования.

Помимо магического значения, белый медведь представлял для северных народов существенную материальную ценность. Мясо и жир его употреблялись в пищу и для корма ездовых собак, а из шкур шили обувь и одежду. Особенно ценились теплые зимние штаны из медвежъего меха; их и сейчас носят на севере Гренландии. Кусок шкуры - "аламаст" - эскимосы подвязывали к обуви, чтобы бесшумно идти по льду на охоте. Мы не знаем, сколько медведей убивали в давние времена эскимосы, чукчи и ненцы, но во всяком случае, их не становилось меньше, пока не пришел на север "белый человек".

Уже в I в. н. э. белого медведя знали римляне, а по древним японским хроникам, в 658 г. он был известен в Японии и Маньчжурии. Первыми европейцами, охотившимися на белых медведей, были норманны, которые еще в IX-XIV вв. плавали в ледовитых морях северной Атлантики, достигая Гренландии и Лабрадора. Считают даже, что медведи, жившие в исландско-норвежских водах, были выбиты норманскими и англосаксонскими зверобоями еще в средние века.

Интересно почитать:
снежный барс описание
особенности животного мира
яйца шимпанзе


Реклама:


На главную: Мир животных